Юрий Ларин
1936—2014
Биография Ю.Н.Ларин родился 8 мая 1936 г. в Москве в семье видного государственного деятеля Николая Ивановича Бухарина и Анны Михайловны Лариной. С 1938 по 1946 г. после ареста родителей воспитывался в семье родственников — Бориса Израилевича и Иды Григорьевны Гусман. С 1946 г. после ареста Б.И.Гусмана воспитывался в Ахтубинском специальном детском доме под Сталинградом. В 1956 г., в возрасте двадцати лет, когда А.М.Ларина вернулась из сталинских лагерей, впервые узнал имя своего отца — Н.И.Бухарина. В 1958 г. окончил Новочеркасский инженерно-мелиоративный институт, куда поступил под влиянием приемного отца, и по 1965 год работал инженером-гидротехником вначале на строительстве Саратовской ГЭС, а затем в проектных организациях. В 1960 г. вместе с матерью А.М.Лариной получил разрешение вернуться в Москву, начал заниматься в Заочном народном университете искусств им. Н.К.Крупской на факультете рисунка и живописи. В 1965-70 гг. учился на вечернем факультете художественного конструирования (промышленный дизайн) в Московском высшем художественно-промышленном училище (Строгановке), начал работать как профессиональный художник. С 1970 по 1986 гг. преподавал в Московском художественном училище памяти 1905 г. В 1970 году женился на Инге Яковлевне Баллод (архитектор по образованию, писатель, журналист). В 1972 г. родился сын Николай. До 1974г. работал над пейзажами исключительно с натуры (акварель и масло), в традиционно реалистическом направлении, ставя в качестве основной задачи как можно точнее передать состояния природы («пейзажи состояния»). С 1972 г. участвует в московских, российских и всесоюзных выставках. В 1974 г. впервые принял участие в поездке на Кубань в составе выездной группы Союза художников РСФСР, где писал акварельные пейзажи, положившие начало циклу «Кавказ». В 1975 году художник продолжил интенсивный поиск собственного формального языка, работая в Доме творчества Союза художников «Горячий Ключ» (Краснодарский край). В 1976 г. натурный период окончательно завершился, переломным этапом стала работа в подмосковном Доме творчества «Челюскинская». С этого времени пейзажи, а также портреты и натюрморты Юрий Ларин пишет по памяти, используя в работе лишь небольшие карандашные наброски, сделанные с натуры. В 1977 г. вступил в МОСХ СССР, в этом же году руководил группой молодых московских художников в творческой командировке в Ольском район Магаданской области, создал серию пейзажей. В 1980 г. в письме Витторио Страда впервые обосновал свой художественный метод, впоследствии названный им самим концепцией предельного состояния. На рубеже восьмидесятых четыре года посвятил переводу книги профессора Принстонского университета С.Коэна о Н.И.Бухарине. В переводе Ю.Ларину помогал Е.А.Гнедин, соавторы встречались каждый четверг. Впоследствии, при издании русского варианта книги в США, её переводчики были указаны под псевдонимом Е. и Ю.Четверговы. Евгений Александрович Гнедин, выдающийся советский дипломат, сотрудник М.М.Литвинова, умер в 1983 году. Ю.Ларин считает его одним из замечательнейших людей ХХ века. В эти же годы произошла встреча с московским коллекционером Я.Е.Рубинштейном, который приобрел у художника несколько работ (масло и акварели). К этому периоду относится высказывание В.Волкова о «новом отношении к свету» в работах Ларина. Осенью 1981–82 гг. вновь работал в Доме творчества «Горячий Ключ». В результате кавказская серия пополнилась первыми работами маслом. Длительное общение с природой Кавказа оказало большое влияние на творческое развитие художника. В 1982 г. состоялась первая персональная выставка в Московском драматическом театре им. М.Н.Ермоловой (совместно с Е.Н.Кравченко). Выставка и состоявшееся после нее обсуждение «открыли» Ю.Ларина для публики. На выставке состоялось знакомство с тогдашним послом Италии в СССР Джованни Мильуоло. В летние месяцы 1979–85 гг. работал в Прибалтике, где создал циклы графических акварелей на немецком картоне, значительно отличающиеся от московского и кавказского циклов. Осенью 1983 г. совершил поездку в Армению, результатом которой явилось создание тридцати акварельных листов, продолжающих кавказскую серию. В 1985 г. альманах «Советская графика» опубликовал первую обстоятельную статью об акварелях художника Г. Ельшевской. В декабре 1985 года перенес сложную нейрохирургическую операцию, в результате которой практически утратил движения правой рукой, нарушилась ходьба. В связи с этим Юрию Ларину пришлось расстаться с преподаванием. С 1986 года пишет левой рукой. В 1987 г. умерла жена художника Инга Баллод. В том же году состоялась первая персональная выставка за рубежом, в галерее Books&Company Art, Нью-Йорк, США. В 1988 г. после реабилитации Н.И.Бухарина Юрий Ларин поменял отчество «Борисович» на «Николаевич». В 1989 г. состоялась персональная выставка в Центральном доме художника на Крымском валу, где было представлено более двухсот акварелей и работ маслом. В том же году женился на Ольге Максаковой (врач, научный сотрудник Института нейрохирургии). В 1991 г. впервые после болезни смог приехать на Кавказ: за 16 дней пребывания в Гульрипши (Абхазия) написал более 20 акварелей. В 1992, 93 гг. был стипендиатом Фонда Генриха Белля (Германия); летом 1992 г. около трех месяцев провел на даче Белля в местечке Лангебройх (Эйфель, Германия). Результатом стало создание серии пейзажей Эйфеля и Бонна. С этого момента практически каждый год по месяцу жил и работал на юге: городок Тьена в Северной Италии, Боссано-на Тибре под Римом, абхазские Гагры, Созополь (Болгария), Сан-Поль де-Мар (Каталония). В каждом из этих мест писал по памяти акварели, основанные на непосредственных натурных впечатлениях. Пейзажи маслом создавались по наброскам в записной книжке в мастерской. Как правило, впечатлений от южной природы хватало на длинную московскую зиму. Пейзажи чередовались с натюрмортами и портретами. С 1997 г. в творчестве художника появились пейзажи с человеческими фигурами, многофигурные композиции. Как правило, они были связаны с дачными впечатлениями. В 1998г. в связи с возобновлением болезни художник перенес повторную нейрохирургическую операцию, вследствие чего юг пришлось заменить осенним акварельным сезоном под Звенигородом. Тем не менее, южные сезоны продолжались до 2003 года, когда состоялся «последний бросок на юг»: раннюю осень художник провел в маленьком каталонском городке Сан-Поль де-Мар. С 2004 года в связи с ухудшением здоровья пришлось искать живописную замену Югу. Такое место художник обрел в Ниде (Литва), где шесть раз проводил летний сезон. Эти поездки были необычайно плодотворны и по количеству сделанных работ, и по изменению технических элементов. В том же 2004 году состоялась большая выставка в Саратовском художественном музее им.Радищева. В 2006 году во время очередного летнего сезона в Ниде художник вновь тяжело заболел, последствия сказались во все большем ограничении его физических возможностей. Тем не менее, творческая и выставочная деятельность продолжается: в 2011 году состоялась выставка в Хлебном доме музея «Царицыно» – в 16 залах было представлено более 250 работ, охватывающих весь долгий путь художника. В том же году акварели и масляные работы выставлялись в доме-музее Павла Кузнецова в Саратове. В 2013 году был издан альбом, включивший не только значительную часть произведений Юрия Ларина, но и его воспоминания о детстве, а также размышления о связи природы и творчества.