Театр искусства.
Иван и Нина Ефимовы

21 февраля — 15 марта 2020

Выставка, организованная галереей ГРОСart совместно с Государственным музеем А.С.Пушкина и Мемориальной мастерской художников Н.Я. и И.С. Ефимовых, посвящена столетнему юбилею созданного этими художниками уникального передвижного кукольного театра и включает в себя большой объем редчайших кукол, графических и скульптурных работ, афиш, документов, фотографий, изданий о деятельности театра. На выставке можно наглядно познакомиться с новаторской системой кукол на тростях, которая впервые была применена Ефимовыми уже более 100 лет назад и получила признание и развитие во всем мире.

Открытие выставки — 20 февраля в 18.00
Государственный музей А.С. Пушкина
Москва, Денежный переулок, 32/55

Подробности:
Творческое наследие народного художника РСФСР Ивана Семеновича Ефимова (1878–1959) и его супруги Нины Яковлевны Симонович-Ефимовой (1877–1948) отличается исключительным многообразием — это живопись, скульптура, декоративно-прикладное искусство, всевозможные виды графики. Основное содержание выставки связано с важным ефимовским детищем – это первый в России кукольный театр (театр петрушек) с литературным репертуаром, действовавший с 1918-го по 1944 год. В своем театре Ефимовы были одновременно мастерами кукол, режиссерами, актерами и даже сочинителями пьес («Задумчивая интермедия» Нины Яковлевны фигурировала в 1930-е годы в репертуаре кукольного театра в США). Театр, включавший в себя изобретенные Ефимовыми тростевые, перчаточные и «теневые» куклы, пользовался большой популярностью не только у рядовой публики, но и у художников-профессионалов: о нем писали П.А. Флоренский, В.А. Фаворский, Б.В. Шергин, Н.И. Сац, С.В. Образцов и др.

В числе прочих артефактов в экспозиции представлена знаменитая книга Н.Я. Симонович-Ефимовой «Записки петрушечника». Она написана в 1923 году (издана в 1925-м, переведена на английский язык в 1935-м, переиздана с дополнениями в 1980 году), повествует о возникновении и начале деятельности ефимовского кукольного и теневого театров, включает в себя и черты пособия, и пафос манифеста. Книга давно стала знаковой, заняла главное место среди литературы о кукольном театре Ефимовых и вообще о российском театре кукол.

Важной составляющей выставки служат фотографии кукол и мизансцен 1920–1930-х годов, которые имеют не только художественную, но и историческую ценность, так как на них запечатлены куклы в «период расцвета», в игре.

Продолжением экспозиции станет демонстрация на экране редких кадров (съёмка 1927 года в Музее игрушки, который располагался в нынешнем главном здании Государственного музея А.С. Пушкина) постановки «Волк и Журавль» и других киноматериалов с участием Ефимовых.

В целом, выставка в полной мере раскрывает тот особый и неповторимый Театр Искусства, который художники увлеченно создавали на протяжении всей жизни.