Кстати такими пособиями до сих пор пользуются китайские ремесленники. Это одна из интереснейших традиций в изобразительном искусстве Китая. В ней, по- сути отражаются главные принципы преемственности и воспроизведения всего огромного культурного наследия, накопленного за многотысячелетнюю историю. Еще в 15 веке вышел первый том знаменитого трактата «Слово о живописи из сада с горчичное зерно». Этот классический аналитический трактат об искусстве создавался в Китае многими авторами в течении почти 140 лет. Первый том его вышел в 1679 г, второй том и третий вышли в 1701 г и последний, четвертый том вышел в 1818. Он содержит иллюстрации и пошаговые инструкции как писать тот или иной элемент, готовые композиции и т.д.
Но, даже имея перед собой некие образцы, необходимо понимать их значения, возможность сочетания между собой и т.д. Поэтому в росписи потолка мы встречаем изображения мифологических существ имеющих весьма отдаленное сходство с оригиналами, а в некоторых случаях просто придуманные. То же самое можно сказать и про панели, которыми облицованы прилавки.
Безусловно, художники, занимавшиеся росписью, столкнулись со многими проблемами. Те навыки и технические приемы, которые были присущи российской традиции прикладной росписи, абсолютно не подходят для воспроизведения восточной росписи. (Кстати и китайским художником нелегко постичь живопись маслом) Поэтому некоторые небольшие панели в торговом зале напоминают скорее хохломскую роспись, нежели китайскую. Это только из-за различия рисовальных техник .(Мы же всегда можем отличить цветок нарисованный мастером из Палеха от цветка, нарисованного мастером из Жостова или Федоскино.) Но это, повторяю, совершенно не умаляет общего впечатления от интерьера, тем более, что много деталей интерьера аутентичны и привезены из Китая.
Застекленные дверцы стенных шкафов имеют раскладку деревянными рейками, подобное членение часто применялось в стеллажах, называемых «несметные сокровища» ( до-бао-гэ). На них размещались предметы искусства: вазы, изделия из нефрита , кости и т.д. Зачастую навершием для таких стеллажей служил резной декор, так называемый «кокошник». Здесь же архитектор решил сделать перекличку с фасадом здания и вместо резьбы украсил шкафы неким подобием козырьков крыш, изобилующих декором. Они все разные, например, расположенная напротив входа, имеет самую замысловатую конструкцию. Она имитирует часть черепичной крыши с врезным козырьком-пагодой. На загнутых кверху краях крыши, сидят золоченые крылатые драконы, кромка украшена нарядным фестончатым орнаментом. А на коньке висит непременный для входа в китайское жилище атрибут -колокольчик. На этом «кокошнике» их три- один, в форме яйца вверху, а ниже, по краям, еще по чудесному колокольчику в виде полураспустившегося цветка . И это еще одно из правил фэн шуй. Считается, что своим мелодичным перезвоном при малейшем порыве ветра, они отгоняют негативную энергию и активизируют положительную. Колокольчики сохранились оригинальные, их в числе многого другого, заказывали в Китае, и, значит, свою работу по отводу негативной энергии они исправно выполняют уже почти 120 лет! Остальные навершия шкафов так же имитируют фрагменты крыш, но они выполняют в общей композиции функции аккомпанемента, правда, каждый со своим индивидуальным решение. Т.е. идет разработка главного мотива: присутствуют и золотые драконы, и колокольчики и обилие резных «кружев», но они только подчеркивают и усиливают великолепие центральной композиции.
Рассматривая этот интерьер, иногда забываешь, что кроме решения эстетических задач перед создателями стояли вполне утилитарные, практические вопросы. Ведь это торговое помещение и оно должно было быть удобным для работы. Как пример можно привести зеркальную нишу, которая находится в правой дальней части зала и ее наличие обусловлено технической необходимостью: за ней скрыт вход в служебное помещение. По конструкции это напоминает театральную сцену: имеется задник-зеркало и кулисы, за которыми и прячутся двери. На зеркале написана ветка цветущей сливы «мэйхоа» и порхающие птички и в целом вся композиция перекликается с первым залом, который мы уже рассмотрели. Сейчас в этой нише стоят великолепные парные вазы, о которых необходимо сказать отдельно.
Данные вазы относятся к так называемому «экспортному» или «кантонскому» стилю. Как известно, Китай с древнейших времен экспортировал фарфоровые изделия по всему миру, но до 17-го века это не носило массового характера ,и очень строго контролировалось государственными структурами. Но с момента основания Ост- Индийской компании и ее экспансии на Восток, меняется и характер торговли и ассортимент изделий. Деятельность ее представителей, а так же миссионеров основой для развития «европейского» направления в китайском искусстве 17-18 веках. Центром торговли, а затем и производства становится город Кантон (нынешний Гуанджоу), отсюда и названия этого стиля «кантонский». В Европе в те времена главенствовал стиль «барокко», и соответственно, вазы в эти интерьеры требовались с пышным декором, в основном больших, парадных, размеров. Непременным элементом ваз «кантонского» стиля являются : декоративные ручки на горловине в виде фигурок львов Ши дза и по паре архаических драконов на оплечье вазы. Произведения декорировались надглазурными эмалями в колористической гамме «розового семейства» "famille rose". На тулове, с каждой стороны выделялись клейма, в которых размещали композиции с различными литературными и мифологическими героями, на горловине размешали малые клейма с сюжетами, в данном случае композиция на тему «интеллектуальные занятия». Клейма обрамлялись лентами геометрического орнамента: «узоры молнии», «лабиринт» и др. Промежутки между клеймами заполнены изображением сценок, заключенных в виньетки, крупных цветов, бабочек, а так же благопожелательных атрибутов.
Подобные вазы изготавливались до конца 19-го века, и хотя все основные формы и сюжеты росписи сохранялись в неизменном виде, существуют некоторые различия, по которым можно достаточно точно атрибутировать и определять время изготовления. Данные вазы были изготовлены в конце18-го начале19 -го веков.
Коллекция японских ваз, выставленных в интерьере магазина относится ко второй половине 19-го века. Парные вазы «сацума» высотой около 120см расположены справа и слева около входа в магазин. Время создания интерьера совпало со временем наивысшего расцвета и популярности, в западной Европе, предметов , изготовленных в японской провинции Сацума. Производство началось в Сацуме в начале 17-го века, где благодаря корейским мастерам, нашедшим залежи пластичной белой глины, начался выпуск изделий, покрытых кремовой глазурью, образующей при обжиге мелкую сеточку из трещин- «кракле». Затем изделия расписывались надглазурными красками, в стиле «нисикидэ» ( парчовый узор или золотая парча)
В Европе керамика Сацума получила настоящее признание в 1873г после Всемирной промышленной выставке в Вене. Интерес к изделиям этой провинции привел к созданию большого количества мастерских, специализировавшихся на керамике в стиле «Сацума». С этого времени начинается активное изготовление предметов на экспорт, при чем не только в Сацума, но и в других керамических центрах. Рост спроса на японскую керамику за рубежом, вызвал появление торговых компаний, заказывавшие изделия определенного типа. Существовали специальные каталоги с образцами форм и декора. Сюжетами для росписи служили батальные сцены, изображение божеств, архатов и драконов на фоне пейзажей. Широко применялись рельеф, тиснение, роспись плотными красками, создающими рельефные линии, обильная позолота.
Вазы, украшающие вход в магазин, являются ярким примером «парадных» ваз, изготовленных на экспорт. Форма их выполнена в виде балясин и развернутым раструбом на короткой шее. Раструб оформлен плоскими складками. По двум сторонам тулова ваз расположены рельефы: журавли, распростертыми крыльями придерживают длинные шнуры с кистями, завязанные в сложные узлы «тё-мусуби» - напоминающие обычные бантики, но таким узлом завязывают подарки и поздравления, когда хотят, чтобы событие повторилось ещё неоднократно. Тулово ваз плотно покрыто росписями батальных сцен с тонкой прорисовкой деталей и, безусловно, может быть причислено к лучшим образцам этого производства. Необходимо отдельно отметить, что крупные формы всегда доверяли расписывать лучшим мастерам, это было очень ответственное и дорогостоящее дело. Ведь само производство больших ваз - технологически сложная задача, посильная только для крупных мастерских.
Сегодня можно сделать вывод, что К.К.Гиппиус , благодаря возможности непосредственно соприкасаться с лучшими произведениями малознакомой ему культурной традиции сумел, переработав ее творчески, воссоздать общую атмосферу, пропорции, цветовую гамму, очень приближенную к оригиналам . При этом нужно отметить, что в Китае не было столь роскошных магазинов!. «Чайный дом» на Мясницкой уникален не только для Москвы и России, но и в контексте мировой художественной культуры.
Источник: http://v-zagran.ru/blog/45-magazin-chaj-kofe