Столпы русского авангарда.
Три точки зрения. Николай Ватагин. Георгий Литичевский. Вячеслав Колейчук.

14 декабря 2021 – 19 января 2022
Москва, улица Пречистенка, 30/2. Галерейный центр «Артефакт». 8 (495) 609 9393


Выставка изначально – это совместный проект Пермской государственной художественной галереи, Международного Дягилевского фестиваля и московской галереи «ГРОСарт». В июне – августе 2021 года она с успехом проходила в музейных залах Пермской художественной галереи, привлекая неослабевающее внимание жителей и гостей Перми. Этот проект посвящен «столпам русского авангарда» – знаковым фигурам новаторов отечественного искусства первых десятилетий ХХ века таким, как Казимир Малевич, Василий Кандинский, Владимир Татлин, Михаил Ларионов, Петр Кончаловский, Илья Машков, Варвара Степанова и другие. На них обращены «взгляды» трех московских художников – Николая Ватагина, Георгия Литичевского, Вячеслава Колейчука – призванные «оживить» ключевых участников авангардного процесса, показать их облики в относительной полноте индивидуальных профилей, но подверженных иронично-монументальной «мифологизации». Особый интерес зрителей был адресован изданному к выставке каталогу, исчерпывающе передающему показанный в экспозиции ряд произведений, снабженный поясняющими текстами, биографиями и комментариями.
Подробности:
На выставке представлены созданные Ватагиным пятнадцать деревянных раскрашенных маслом полуметровых псевдо-лубочных и условно портретных фигур творцов авангарда, передающих большее или меньшее сходство с прижизненными фотографиями и описаниями современников. На их фоне разворачивается остроумная динамичная, снабженная искрометными комментариями и репликами графическая комиксная лента событий Литичевского, посвященная основным вехам становления, развития и даже «канонизации» русского авангарда. Дополняет и усиливает экспозицию игровой «Тотальный театр» Колейчука (активно перерабатывавшего художественные идеи Малевича, Родченко и Татлина), который, по сути, охватывает все искусство знаменитого российского кинетиста с его «мебиусами», «невозможными объектами», «стоящими нитями», «парящими вилками, ложками» и прочими алогизмами.
Сведенные в пространстве одного выставочного проекта «три точки зрения» направлены на то, чтобы визуально подчеркнуть неожиданные формы пускай не прямого, но в высшей степени продуктивного диалога между историей и современностью, между веселым «мифотворчеством» по поводу ключевых фигур русского авангарда и пластически активной трансформацией их идей и образов, между субъективным миром личных художественных пристрастий и объективной непреложностью законов искусства, которые подлежат непрестанному испытанию и подтверждению временем в разных формах, в том числе и в игре.