Во время работы выставки будет организована обширная просветительная программа, включающая семейные мастер-классы и арт-медиации. На выставке зрители увидят произведения, предоставленные Д. Тугариновым и А. Попандопуло, а также скульптуру из фондов Белгородского художественного музея.
Дмитрий Никитович Тугаринов – народный художник Российской Федерации, академик Российской академии художеств, профессор кафедры скульптуры и композиции Московского государственного академического художественного института имени В. И. Сурикова. В 1979 году окончил МГАХИ им. В.И. Сурикова, мастерскую скульптуры профессоров М.Ф. Бабурина и Н.В. Томского. Создатель памятников генералиссимусу А.В. Суворову (1999, перевал Сен-Готтард, Щвейцария), основателю природного заповедника Аскания-Нова в Херсонской области Фридриху Фальц-Фейну (2008-2009); воссоздал композиции «Царица Елена» и «Император Константин» для скульптурного убранства Кафедрального соборного храма Христа Спасителя в Москве (1994 – 1999). Для станковой скульптуры Д. Тугаринова характерен широкий диапазон образов от созданных в академической традиции до гротескных, порой переходящих в шарж и даже эпатаж. Он работает в разных жанрах и материалах – бронзе, стали, чугуне, алюминии, мельхиоре, мраморе, граните, фаянсе, шамоте, фарфоре и разных их сочетаниях.
Творчество Тугаринова далеко не всегда носит комплиментарный и предсказуемый характер. Это отражено уже в названиях произведений – например, «Хирург Пирогов спасает ногу Джузеппе Гарибальди» (2018, БГХМ), «По реке плывет топор» (2020), фонтан «Москва-Сортировочная» (2001), «Все течет, ничего не изменяется» (2015), «Березка» во всевозможных вариациях («Наноберезка», «Камуфляжная», «Гжельская», «Русская» и т.д., 2000-е), «Слон и Мухин» (2021). «Я без шутки, без юмора – не я, – говорит скульптор. – Поэтому даже в самых «серьезных» моих работах вы обнаружите улыбку».
Софья Георгиевна Тугаринова родилась 18 августа 1925 года в Йошкар-Оле. В 1950 году окончила Московский государственный художественный институт имени В.И. Сурикова, мастерскую Н.В. Томского. Училась у А.Т. Матвеева, А.Л. Малахина, Г.А. Шульца. Член Союза художников СССР, МОСХ. Работала в бронзе, мраморе, фарфоре и других видах керамики. Помимо скульптуры малых форм создала ряд монументальных работ, установленных в Йошкар-Оле и других городах бывшего СССР.
Работая на Дмитровском фарфоровом заводе в Вербилках (бывшая фабрика Гарднера) в окружении потомственных мастеров, бережно хранящих традиции старого русского фарфора, Софья Тугаринова всегда стремилась выявить необыкновенность материала, его фактуру, особую звонкость белизны. Художника привлекали сказочные сюжеты, лирические темы (самые известные сюжеты – «Маленький принц» Сент-Экзюпери и персонажи сказок Андерсена). Под влиянием работ матери фарфором увлекся и Дмитрий Тугаринов.
Эстетические нравственные идеалы художника нашли наиболее полное и законченное выражение в портрете. Её привлекали красивые, сильные духом личности, с глубоким и сложным внутренним миром. Ее моделями в разные годы были режиссер С.Ф. Бондарчук, Герой Советского Союза генерал А.Н Катрич, генерал-майор И.И. Анциферов, доктор биологических наук А. Букринская, актрисы Л. Заонежная и В. Скульме, многие другие современники скульптора, личности, близкие ей по своему психологическому складу.
Георгий Николаевич Попандопуло – один из ведущих советских скульпторов-анималистов. Его монументальные анималистические композиции были установлены по всей территории бывшего СССР. Родился 15 апреля 1916 года в Геленджике, куда отец будущего скульптора, строитель по профессии, переехал вместе со своими родителями в 1885 году из Греции. В 1946 году окончил факультет скульптуры Московского института прикладного и декоративного искусства (МИПиДИ). Учился у Б. И. Яковлева и Е. Ф. Белашовой. С 1946 по 1959 годы работал в мастерской скульптора Ивана Семеновича Ефимова, в соавторстве с которым были созданы интерьеры Ярославского и Ленинградского вокзалов и другие монументально-декоративные произведения. С 1947 года – член Союза художников СССР. Член МОСХ.
С 1959 года работал самостоятельно над монументальной, парковой и станковой скульптурой. Монументальные работы Георгия Николаевича Попандопуло были установлены в Москве, Московской области, городах Золотого кольца России, Светлогорске Калининградской области. Излюбленным материалом скульптора была кованая медь. Работы, выполненные из этого материала – например, «Радость жизни» (1985) или «На глухарином току» (1960), «Нежность» (1982) - ощущаются особенно пластичными и как будто ручными, в них сосредоточена особая трепетность живой природы.
Афина Георгиевна Попандопуло родилась 15 февраля 1960 года в Москве в семье скульптора-анималиста Г.Н. Попандопуло. Член Союза художников России, Московского Союза художников, Почетный член Российской академии художеств. В 1984 году окончила кафедру художественной керамики Московского высшего художественно-промышленного училища (б. Строгановское). Афина начинала свой творческий путь с анималистических композиций – источником вдохновения были работы отца. Однако вскоре она перешла от анималистики к жанру портрета. Наиболее выразительными стали портретные бюсты близких, а также друзей и однокурсников – Ирины Слувис, Дмитрия Степанова, Александра Цигаля, Дмитрия Тугаринова. Особого внимания заслуживает «Автопортрет» (1995), полный грации, здоровой гордости, чувства собственного достоинства, а также самоиронии и юмора.
Настоящим летописцем и исследователем творчества скульпторов Тугариновых-Попандопуло стала кандидат искусствоведения София Тугаринова (род. 1991), дочь Дмитрия Никитовича и Афины Георгиевны. Именно ей принадлежит большинство публикаций о представителях этой замечательной художественной династии.
Выставка продлится до 8 февраля 2026 года.
Возрастное ограничение 16+