Название выставки, представляющей уникальные декоративно-прикладные керамические композиции Наталии Лаптевой и станковые текстильные произведения Вероники Гараниной, закономерно отсылает к заглавию знаменитой книги и самой сути эволюционного учения Чарльза Дарвина: «Происхождение видов путем естественного отбора или сохранение благоприятствующих пород в борьбе за жизнь». Хотя традиционные виды искусства (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное) не совпадают с понятием видов биологических, но настоящей выставке действительно предшествовал серьезный многоплановый отбор. Правда, в отличие от природного, он был абсолютно сознательный. Как писал Поль Валери, «творчество человека противоположно действию природы: когда человек действует, он вкладывает свои силы в неведомую ему материю, он отделяет свои действия от их материальной основы, он четко разграничивает их».
У московских художников Лаптевой и Гараниной материальная основа искусства разная. Наталия Лаптева, выпускница высшего Строгановского училища, влюблена в керамику, покрытую живописными глазурями. Она выбирает технику рукотворной лепки и обжига для создания тематически-ассоциативных сервизов, слегка пародирующих парадную посуду классических стилей. Чаще всего Лаптеву вдохновляют не отвлеченные понятия, как, например, «Меланхолия» (название вазовой композиции), а вполне конкретные впечатления, дающие имена ее вещам: «Виноград», «Зимняя Москва», «Лето в спальном районе», «Осколки»… Иногда она уходит в монументальные формы и создает выразительные облицовки печей и каминов, садовые вазы, храмовую декорацию.
Окончившая Московский полиграфический институт Вероника Гаранина использует более разнообразный материальный «подбор» в своей работе. Она занимается живописью, керамикой, книжной графикой, а в последнее время создает вышитые «картины» с применением техники аппликации, текстильные диванные куклы и украшения. В тканевых картинных панно Гараниной рождаются задушевные пейзажные, натюрмортные или портретные образы, окрашенные мягким юмором и тонким лирическим настроением.
Впрочем, отобранные для выставки произведения двух художников наглядно показывают и то, что их объединяет. Это стремление к универсальному жанрово-видовому синтезу: в произведениях Лаптевой порой сложно провести четкую грань между прикладным, отвлеченным и скульптурным предметом, а в работах Гараниной неразрывно сплетаются живопись, графика, текстильная аппликация… Так возникшие в их искусстве самые разные виды и формы в полной мере подтверждают слова Валери: «…какой бы щедрой ни была природа-созидательница, она сотворила не все. Она оставила нам несколько нетронутых областей, дала возможности для творчества, а мы, в свою очередь, породили нечто неведомое, то, на что сама она совершенно не способна». И здесь отрадно подчеркнуть, что на это способен ХУДОЖНИК…