Ирина Никифорова о работах Петра Дика
Механизм воздействия картин Петра Гергардовича Дика (1939–2002) феноменален. Его пейзажи, вступая в контакт со зрителем, вызывают точный эмоциональный отклик, ощущения реально переживаемых состояний и обретение утраченной душевной зоркости. Незатейливые мотивы так насыщены искренней авторской интонацией, что источают поток подкупающей сердечной теплоты. Художественный мир Дика открыто взаимодействует с нашим личным опытом, нашей памятью. Ему внимаешь с ностальгией, чтобы вспомнить и уже никогда не забыть эти образы, как будто много раз виденные, но никогда еще так не осознаваемые, – собак, стариков, холмы, дороги, опустевшие без птиц рощи и одинокие деревья.
Как подчеркивал Дик, работал он «не с натуры, а с натурой». То есть каждый сюжет или мотив служили ему возможностью раскрыть иной смысл изображенного: «Нас призывали сначала в вузах, затем на выставкомах: изображать «жизнь в формах самой жизни». Это требование, ставшее традицией, по существу отрицало сам предмет искусства, его природу, «специфическую природу». Всё сводилось к максимально точному воспроизведению визуальной действительности. Хотя суть-то как раз в обратном: сделать действительность отправной точкой для проникновения в суть». Так, «дерзновением творческого почина», постигал художник смысл сущего и творил собственную реальность.
Дик мастерски использовал особые свойства пастели. В рецепт ее приготовления почти не входят связующие вещества, что, с одной стороны, делает ее чрезвычайно уязвимой, но вместе с тем сообщает ей особые преимущества перед клеевыми красками. Уникальная пигментная насыщенность бархатистого, поглощающего свет материала дает глубокий, как бы удвоенной силы цвет. Эта глубина упраздняет плоскость листа, создает собственную среду изображения. Колористические пространства Дика насыщены и весомы из-за плотного, кроющего способа нанесения краски. Художник не использовал обычные приемы пастельной живописи. Избегал линейности, штриховки, не манерничал цветовыми растяжками. Благодаря этому его живописный мир складывался из крупных, обобщенных форм, лишен суетности и детализации.