Если «досуг без науки – смерть», как полагал Сенека, то Москва без искусства – пустыня, которую даже страшно себе представить. Бесчисленные поколения мастеров приложили массу усилий, чтобы подобное предположение не превратились в реальность, а их современные потомки продолжают активно насыщать столицу нетривиальной художественной тканью. Она бытует в разных формах и срезах, то есть, выражаясь новым каламбуром, охватывает сферы «от туризма до футуризма». Выставка «Москва искусству верит!» складывалась по древнему принципу legeartis[легэ артис] – «по законам искусства», предполагающему наличие высокого художественного мастерства, независимо от конкретного формального статуса произведений, диапазон стилей и направлений которых варьируется широко и свободно.
Так на выставке можно увидеть неизменно мастерские рисунки и гравюры учеников и последователей культовых российских графиков ХХ века Владимира Фаворского и Петра Митурича в лице Тамары Рейн (1915–2000), Валентина Голубева (1913–1970), Алексея Кадушкина (1925–1984), Александра Ливанова (род. 1938), Ивана Карамяна (род. 1963) и других. В их отточенных по исполнению листах оживают беспокойные предметно-пространственные ритмы большого города, безлюдные или бурлящие толпой силуэты его улиц, дворов и площадей, окрашенные эпическим размахом или, наоборот, камерным уютом. К этой группе мастеров оказываются близки и приверженцы добротной и, пожалуй, еще более откровенной модернистской линии отечественного искусства ХХ века и современности такие, как Юрий Ларин (1936–2014), Сергей Жаворонков (род. 1946), Валерий Бабин (род. 1945), Петр Бронфин (род. 1958), Николай Ватагин (род. 1959), Константин Сутягин (род. 1964), Вера Гаранина, София Дешалыт, Александр Русов (род. 1966), Игорь Ермолаев (род. 1964), Наталия Лаптева. В их живописных, графических, скульптурных или декоративных произведениях оригинально возрождаются, в частности, образно-формальные принципы объединения 1910-х годов «Бубновый валет» и художников группы «Тринадцать» конца 1920-х – начала 1930-х.
Значимый раздел выставки составляют представители и продолжатели линии неофициального советского искусства, склонные к откровенному пластическому эксперименту и большей или меньшей степени эскалации авангардного художественного языка. Сюда относятся, прежде всего, лаконичные объемные решения Игоря Шелковского (род. 1937), экспрессивные живописные рельефы Марии Кулагиной, полу-абстрактные графические композиции Олега Кудряшова (род. 1932), раскованные по движению цветовых масс фигуративные гуаши Юрия Злотникова (1930–2016). Наконец, необходимыми акцентами экспозиции призваны служить работы московских художников, тесно примыкающих к постсоветскому разделу contemporaryart. Это монументальные картинные «фрески» на гофрокартоне Валерия Кошлякова (род. 1962), драматичные нефтяные «видения» Московского Кремля Николая Наседкина (род. 1954), вариации актуального текстильного «рисунка» Марии Арендт (род. 1968) и других.
Как говорили в Древнем Риме, «овладей содержанием, а слова найдутся». В этом смысле все без исключения авторы, несмотря на происхождение из разных творческих страт, всякий раз рассказывают нам о сильно небезразличной им Москве языком острым, ярким, интригующим и незаурядным. Поэтому в качестве ответа их труду российской столице ничего не остается, кроме как безоговорочно поверить такому искреннему самобытному искусству и внять примеру средневекового философа и богослова Ансельма Кентерберийского, призывавшего верить, чтобы познать! А в случае с настоящим искусством этот процесс обещает быть долгим и непростым… Но если и стоит его начинать, то, в первую очередь, с данной выставки.