Еще в 1920-е годы писатель взялся за произведение Коллоди. «Вначале хотел только русским языком написать содержание Коллоди. Но потом отказался от этого, выходит скучновато и пресновато. С благословения Маршака пишу на ту же тему по-своему», — так он расскажет о своей работе Максиму Горькому.
В 1935 году в газете «Пионерская правда» начинается публикация сказки Толстого, в которой он во многом развил, усложнил и переработал сюжетную линию и эстетические установки первоисточника с учетом памятных для него и его современников театрально-литературных и художественных реалий Серебряного века, а также различных тенденций и обстоятельств начала его творческой деятельности. Так, на основе документально-литературных материалов из фондов Государственного литературного музея впервые в рамках данной выставки наглядно отражены интригующие коллизии отношений Толстого с Александром Блоком, Всеволодом Мейерхольдом, Анной Ахматовой, Ольгой Глебовой-Судейкиной и другими представителями художественной богемы первых десятилетий ХХ столетия. Атмосфера Серебряного века дополнительно воссоздается в фотографиях и афишах, в книгах и теневом театре на материалах из собрания наследников Ивана Ефимова и Нины Симонович-Ефимовой.
Русский Буратино стал популярнее своего прототипа — итальянского Пиноккио. С книжных страниц деревянный человечек почти сразу «сбежал» в киношную и театральную жизнь. По просьбе Натальи Сац Толстой пишет пьесу «Золотой ключик», и именно этой пьесой открывается новый Детский музыкальный театр. А в 1939 году писатель создает сценарий одноименного фильма для режиссера Александра Птушко, экспликации и раскадровки к которому, предоставленные Музеем кино, являются неотъемлемой частью выставки наряду с материалами, полученными от студии «Уолт Дисней».
Помимо этого разнообразные образные перипетии Буратино и Пиноккио в ХХ–XXI веке раскрываются в произведениях станковой живописи и графики современных отечественных художников Игоря Макаревича, Нины Котёл, Владимира Сальникова, Леонида Тишкова, Георгия Литичевского, Михаила Бурджеляна, Елены Колат, Николая Терещенко, Ивана Голицына, Ирины Затуловской, Марии Кулагиной, скульптурах и авторских куклах Николая Ватагина, Юлии Устиновой, Елены Языковой, Виктора Назарити, Натальи Кротовой, иллюстрациях Аминадава Каневского, Леонида Владимирского, Валерия Алфеевского, Александра Кошкина, Анатолия Кокорина, Владимира Малаховского, Виктора Пивоварова, Олега Бухарова, в черно-белых фотографиях Ван О, зеркальных и стальных инсталляциях Вячеслава Колейчука, театрализованных объектах Сергея Якунина.
Благодаря созданной Назарити современной «Семье Буратино» («7 я») и магически выстроенному театру марионеток Якунина, маленькие зрители выставки смогут окунуться в развернутый увлекательный мир книги «Золотой ключик».
Таким образом, выставка создает действительно новую уникальную, неожиданную в экспозиционном решении и эстетически насыщенную историю давно известной сказки Алексея Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино», ставшей совсем другой книгой по отношению к «Приключениям Пиноккио». А представленный на выставке богатый документально-архивный и художественный материал позволяет ярко и всесторонне раскрыть образные метаморфозы ее героев. Все это дает возможность выявить сложную природу произведения, которое является не только сказкой для детей, но и романом для взрослых.