Человек культурен настолько,
насколько он способен понять кошку.
Бернард Шоу
Выставка проходит в рамках проекта «Игра в героя» и представляет собой импровизированную антологию образа кошки в литературе, искусстве, кино, анимации, театре. Она призвана стать уникальным и ярким событием года, так как принципиально отличается, во-первых, от изредка организуемых камерно-бытовых мероприятий клубного характера, посвященных этому герою. Во-вторых, она не похожа и на тот развернутый во многом эпатажный смотр, которым была, например, проходившая в Москве в январе 2105 года выставка «Котики в Манеже», отражающая развитие этой темы в современном радикальном искусстве. В отличие от нее данная выставка ставит своей целью раскрыть исторически изменчивый архетип кошки в культурно-художественном пространстве, выявить ее непревзойденную способность к парадоксальным образным превращениям.
Кошка как исключительно почитаемое в древности животное особенно пользовалась поклонением в Египте, где она служила символом любви, радости, плодородия, женской красоты и веселья. Со временем кошка стала означать завидную жизненную гибкость и поразительное умение справляться с любыми трудными ситуациями, она наделялась качествами особой мудрости, стойкости, часто хитрости и ловкости. В различные исторические эпохи и в разных культурных условиях в образе кошки акцентировались те или иные качества: то героические, то демонические, то философские, то лукавые, то благородно мужественные, то по-женски – коварные.
Богатый спектр подобных смыслов и значений будет отражен на выставке: в литературных произведениях Ш. Перро, А.С. Пушкина, Н.В. Гоголя, Антония Погорельского, И.А. Крылова, Э.-Т.-А. Гофмана, Л. Кэрролла, А.Н. Толстого, Паустовского, С.М. Маршака, М.А. Булгакова, бр. Стругацких и др.; в иллюстрациях Г. Доре, В.Д. Поленова, М.Ф. Ларионова, В.В. Лебедева, Ю.А. Васнецова, А.М. Каневского, Д.К. Митрохина, Т.Мавриной, А.И. Порет, М.П. Митурича, А.В. Кокорина, Г.В. Калиновского, и др.; в скульптуре В.А. Ватагина, И.С. Ефимова, В.Н. Тугаринова, М.В. Дронова, Н.Е. Ватагина, И.Андреевой и др.
Кроме того, на выставке экспонируются книги, рукописи, рисунки писателей и поэтов, фотографии, русские лубки из фондов Государственного литературного музея, образцы декоративно-прикладного искусства и бытовые предметы (веера, настольные игры, волшебный фонарь, оптические игрушки и т.д.) из частного собрания.
Выставочный проект разворачивается по залам и совмещает в себе хронологическую, жанрово-тематическую и образно-метафорическую последовательность. В основе лежит общий идейный замысел Дома, пространство которого условно делится на Комнаты со значением: Детская, Гостиная, Библиотека, Чердак-Крыша, Кабинет писателя, Игровая-Театр. Детская представляет собой метафорическую «колыбель» развития и бытования образа кошки в мифологии и сказаниях различных эпох, начиная с Древнего Египта, адаптированных писателями и художниками для детского восприятия. В пространстве Гостиной разворачивается ситуация превращения кота в полноценного художественного героя, наделенного развитыми функциями и атрибутами, что происходит преимущественно в XIX веке. Основную смысловую нагрузку здесь выполняет авантюрный помощник в житейских делах на примере героя сказки «Кот в сапогах», имеющей интересные сюжетные вариации в русской и зарубежной литературе. Главным экспонатом зала является уникальное издание Вольфа 1867 года «Волшебные сказки Перро» в популярном у нас переводе Ивана Тургенева с иллюстрациями Гюстава Доре. В Библиотеке акцентируются история и процесс создания книг «Кот – сметанный лоб» А.Н. Толстого с иллюстрациями В. Белкина, «Репка» с иллюстрациями И.С. Ефимова, варианты обложек В.В. Лебедева к книге «Усатый Полосатый» С.Я. Маршака, а также экспонируются редкие книги 1920–1930-х годов и иллюстрированные издания 1960–1980 годов. В зале Чердак-Крыша будут сосредоточены художественные работы отечественных мастеров ХХ века по мотивам литературных произведений М.А. Булгакова, Э. По, Э.-Т.-А. Гофмана, братьев Стругацких и др. В Кабинете писателя «Кофе, кошка, Мандельштам…» (А. А. Ахматова) будут представлены книги, автографы, фотографии русских поэтов и писателей ХХ века, включая М.М. Пришвина, А.М. Ремизова, В.В. Маяковского, Е.Г. Гуро, М.И. Цветаевой, К.Г. Паустовского и др. Центральным экспонатом зала должен стать фильм режиссера Андрея Хржановского «Полтора кота», посвященный поэту Иосифу Бродскому. В Игровой комнате будут показаны тематические комиксы, а также модели, куклы и чертежи, исполненные Н.Я. Симонович-Ефимовой и И.С. Ефимовым и предназначенные для самостоятельного изготовления игровых персонажей котов и кошек.
На выставке будет работать небольшая гримерная, проводиться кукольные театрально-художественные мастер-классы, лекционные занятия, размещаться предметная инсталляция «Сундук историй» с игровыми заданиями для детской и взрослой аудитории по распознаванию конкретных персонажей по их атрибутам, инсталляция «Тише, мыши, кот на крыше», В рамках выставки будут демонстрироваться анимационные фильмы, функционировать интерактивные игры по книге Д. Хармса «Семь кошек» и вокруг книги «Игра» (сборник поэзии ОБЭРИУтов), квесты для детей, встречи с художниками.
К открытию выставки будет подготовлен специальный проект «Семейство кошачьих», посвященный графике известного русского анималиста Василия Алексеевича Ватагина (1883–1969).