Художественные миры Артура Фонвизина
21 февраля – 16 марта 2025
Открытие состоится 20 февраля в 18.30

Выставка «Художественные миры Артура Фонвизина», организованная Государственным музеем А. С. Пушкина, Ассоциацией искусствоведов России, Галереей ГРОСart и коллекционером Сергеем Александровым, показывает произведения известного мастера акварели Артура Владимировича Фонвизина (1883–1973) из частных собраний и фондов музея. В основу выставки, на которой представлено около 70 работ художника, легло одно из лучших частных собраний акварелей и рисунков Фонвизина московского коллекционера Сергея Александрова. В экспозицию включены также редкие архивные материалы и мемориальные предметы из собрания семьи художника. Большинство экспонатов демонстрируются впервые.

Кураторы:
Сергей Александров, Елена Грибоносова-Гребнева, Елена Осотина
Консультанты:
Валерий Силаев, Татьяна Николаевская
PR-служба проекта:
+7 916 674 11 69; artgalera@gmail.com


МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВКИ:
Выставочные залы Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате
Арбат, 55/32 (вход со стороны Денежного пер.).
Проезд: станция метро «Смоленская»
www.pushkinmuseum.ru
Часы работы:
ежедневно – с 10.00 до 18.00;
четверг – с 13.00 до 21.00;
понедельник, вторник – выходные дни
Пресс-служба ГМП: +7 495 637 73 39; presspr@pushkinmuseum.ru
Галерея ГРОСарт: +7 905 778 01 47; www.grosartgallery.ru
Подробности:
Выставка дает возможность составить всестороннее представление о личности и творчестве художника, определить его эстетическое кредо. Посетители увидят портреты и автопортреты, натюрморты и пейзажи, сюжетные композиции, и, конечно, цветы, которые образуют отдельную программную тему в творчестве мастера – виртуозного акварелиста. В этой очень сложной технике изобразительного искусства он достиг подлинного эстетического совершенства. Акварели Фонвизина поражают артистической свободой и неуловимым превращением произвольной красочной стихии в выразительный художественный образ. Авторский стиль художника связан с романтическим восприятием окружающего мира и основан на богатом арсенале формальных приемов и средств, включающих мастерское владение акварельной заливкой и штриховой линией. Жизнерадостность звучного многоцветия в сочетании с элегической валерностью колорита, экспрессия цветового пятна и линейного очерка, поэтическая «незаконченность» творческого высказывания, – все это придает его произведениям ни с чем не сравнимое очарование и изысканность.
В специально изданном к проекту каталоге впервые публикуется хроника жизни и творчества мастера, основанная на ранее не известных материалах из фондов отдела рукописей Государственной Третьяковской галереи.

Сергей Александров, коллекционер, консультант-эксперт АИС:
«С акварели Артура Фонвизина «Портрет девушки в красном» (1955) началась история моего собрания живописи и графики российских художников ХХ века. Никогда ранее не помышлявший о серьезном коллекционировании, я буквально с первого взгляда влюбился в эту работу и ее автора. Ощущение свежести и свободы в сочетании с непередаваемым словами волшебством, которым наполнены акварели Фонвизина, и в дальнейшем во многом определяли выбор работ и мастеров в постепенно растущей коллекции, которая со временем стала главным делом всей моей жизни».

Бодрое и оптимистичное искусство Фонвизина отличается широким тематическим и жанровым диапазоном, в котором не последнюю роль играет портретный жанр. В галерее созданных им портретов излюбленными моделями выступают оперные певицы, балетные танцовщицы, артисты драматических театров. Здесь есть и запоминающиеся образы героинь в сценических костюмах («Портрет балерины Люции Юмашевой», 1949; «Портрет Галины Вишневской в партии Наташи Ростовой», 1960–1962), и портреты корифеев сцены, написанные в приватной обстановке («Женский портрет», 1940-е; «Портрет оперной певицы Марии Максаковой», конец 1940-х). Особый раздел в портретной галерее Фонвизина образуют члены семьи художника и автопортреты: кстати, впервые выставляются «Портрет жены с сыном», начало 1940-х и «Автопортрет», 1930-е годы.
В типизированных и конкретных образах современниц мастера привлекает естественная красота, обаяние и непосредственность в поведении его героинь («Портрет девушки в красном», 1955; «Женский портрет», 1950-е; «Портрет Аллы Беляковой», 1959). Трогательны и беззащитны модели его работ в жанре ню («В бассейне», 1933; «Обнаженная», 1950).
В акварельную стихию Артура Фонвизина органично входят натюрморты и пейзажи. Художник очарован цветами. Соединенные в букеты, пышные или скромные, яркие или неброские. В их изображении он демонстрирует владение богатейшим художественным инструментарием, позволяющим создавать искрометно разнообразные красочные композиции («Букет», 1943; «Натюрморт с розами»,1955).
Артур Фонвизин – автор многочисленных сюжетных композиций, образующих тематические серии. Особым вдохновением и мажорным настроением охвачены его работы, посвященные цирку («Мисс Адельфина», «Наездница с хлыстом», обе – 1930-е; «Выход на поклон», 1945; «На арене», 1950; «Дрессировщик», 1950-е). Блестящим импровизационным даром выделяется серия «Наездники», исполненная мастером с отсылкой к традиции «культуры парадного выезда». В неисчерпаемых красочных фантазиях на эту тему возникают его отчасти эфемерные, но горделиво гарцующие амазонки в лиловом и сером одеяниях или с белым плюмажем и в черных костюмах.
Талант художника – романтика, мечтателя и фантазера – своеобразно преломляется и в области книжной иллюстрации, будь то его обращение к русской классической литературе («Евгений Онегин», 1942) или к произведениям немецких писателей («Романтическая повесть», 1934–1935).
Богатые художественные миры Артура Фонвизина – к какому бы жанру он ни обращался – всегда оставались светлыми, радостными, нередко даже праздничными, излучающими неиссякаемую жизненную силу и энергию этого выдающегося художника.
Кураторы:
Сергей Александров, Елена Грибоносова-Гребнева, Елена Осотина
Консультанты:
Валерий Силаев, Татьяна Николаевская
PR-служба проекта:
+7 916 674 11 69; artgalera@gmail.com


МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ВЫСТАВКИ:
Выставочные залы Государственного музея А.С. Пушкина на Арбате
Арбат, 55/32 (вход со стороны Денежного пер.).
Проезд: станция метро «Смоленская»
www.pushkinmuseum.ru
Часы работы:
ежедневно – с 10.00 до 18.00;
четверг – с 13.00 до 21.00;
понедельник, вторник – выходные дни
Пресс-служба ГМП: +7 495 637 73 39; presspr@pushkinmuseum.ru
Галерея ГРОСарт: +7 905 778 01 47; www.grosartgallery.ru

СПРАВКА
Артур Владимирович Фонвизин (1883–1973) принадлежал к поколению художников, определявших магистральные линии развития русского изобразительного искусства в начале XX века. Как и многие его товарищи по ученичеству в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, в юности художник отдал дань увлечению декадансом и символизмом. Под влиянием близкого друга и единомышленника Михаила Ларионова – одного из будущих лидеров русского авангарда, разрабатывал проблематику обновления художественной формы. В период своего последующего обучения в Мюнхене стал экспонентом «программной» для младосимволистов выставки «Голубая роза» (1907) и двух салонов журнала «Золотое руно» (1908, 1909) в Москве. По возвращении в Россию участвовал в первых выставках художников-авангардистов (1910–1912), организованных Ларионовым. Испытав в дальнейшем глубокие сомнения в выборе своего пути в искусстве, публично дистанцировался от радикальных манифестов и эпатажных выступлений бывших единомышленников, предпочтя тишину и уединение в русской провинции бурному потоку художественной жизни в обеих столицах.
В творческом развитии художника годы его пребывания в Мологе (1912–1916) и на Тамбовщине (1917–1922) отмечены переоценкой традиций русской реалистической школы. Но несмотря на то, что Фонвизин был заметным участником сложившегося в первой половине 1920х годов объединения «Маковец», его работы в технике масляной живописи, исполненные в реалистической манере, не произвели яркого впечатления на выставке Союза художников и поэтов «Искусство – жизнь» (1922).
Прорыв в обновлении образно-пластического и живописного языка произошел у Фонвизина в конце 1920-х годов, когда художник обратился к акварельной живописи. Акварели Артура Фонвизина почти сразу стали заметным явлением не только в художественной практике СССР, но и за рубежом. Несмотря на то, что творческая индивидуальность мастера не вписывалась в рамки нового метода – социалистического реализма, в условиях тотальной идеологизации искусства, причисленный советской художественной критикой к «формалистам» и «пачкунам», он до конца жизни остался верен себе и своей излюбленной технике.

Государственный музей А.С. Пушкина. Выставочные залы в Денежном переулке.
В настоящее время музей располагает значительным пространством для проведения временных выставок. Это три помещения на Пречистенке, 12 (в цокольном этаже, в мезонине и в Усадебном дворе) и выставочные залы в Денежном переулке. За последние годы существенно расширилось видовое разнообразие экспонируемых на этих площадках работ. На проходящих в Выставочных залах в Денежном переулке художественных смотрах, можно увидеть не только работы современных авторов, но и фотографии, эскизы театральных декораций, инсталляции модных дизайнеров.

Общероссийская общественная организация «Ассоциация искусствоведов»
Ассоциация искусствоведов (АИС) создана в октябре 1990 года как профессиональное общественное объединение. В настоящее время председателем АИС является доктор искусствоведения А.К. Якимович, а генеральным директором – кандидат искусствоведения Е.В. Грибоносова-Гребнева. Членами АИС могут быть преподаватели высших и средних профильных учебных заведений; научные сотрудники научно-исследовательских институтов и художественных музеев; критики; кураторы художественных галерей; эксперты; коллекционеры; работники издательств по искусству. В последние годы АИС активно зарекомендовала себя как организатор и соорганизатор научных конференций, выставочных и издательских проектов, информационный и практический координатор разнообразных профессиональных инициатив своих членов.

Галерея ГРОСарт
Московская галерея «ГРОСart» реорганизована искусствоведами Еленой Осотиной (директор) и Еленой Грибоносовой-Гребневой в ноябре 2013 года из галереи «Г.О.С.Т.», которая на тот момент почти десять лет (с декабря 2003 года) активно выступала на столичной художественной сцене преимущественно с графическими выставками (в их числе показ рисунков А. Древина, Н. Крымова, А. Дейнеки, Л. Сойфертиса, мастеров круга В. Фаворского, П. Дика, Б. Кочейшвили, Ю. Перевезенцева, В. Сальникова, Н. Котёл и др.), а также плодотворно сотрудничала в разное время с ведущими музеями страны. Всячески продолжая и развивая эту традицию, галерея «ГРОСart» стремится расширить горизонты своих интересов в пределах линии отечественного модернизма ХХ–XXI веков благодаря активному обращению, помимо графики, к живописи и скульптуре и внесению в список актуальных для галереи авторов новых имен (К. Согомонян, Н. Ватагин, Н. Наседкин, Д. Тугаринов, С. Мильченко, А. Ремнёв и др.), но неизменно из числа художников – стойких приверженцев высокой пластической культуры.