Цветные сумерки.
Пастели Петра Дика

Открытие выставки 8 сентября в 18.00

Авторская реальность Петра Дика кажется принципиально герметичной системой, закрытой не только для чуждых стилей и манер, не только для внешних идей и эстетических повесток, но и вообще для «не-его» составляющих мира. Только лапидарные по графической основе портреты и пейзажи – моментально узнаваемые по природе линий. Только фирменные монументальные, при том, что это пастель, цвета. Только остановленное по воле художника время.
Только Дик. Только модернизм. Как триумф индивидуального. Как председательство на личном, собственноручно созданном земном шаре.

Тульский историко-архитектурный музей:
Директор - Лилия Кашенцева
Координатор - Юлия Михалева
Автор текстов - Денис Бычихин
Графический дизайн - Алексей Домбровский
Художественное оформление - Армен Аганесов
Монтаж - Владимир Рощин, Александр Буренков, Татьяна Кошелева
Галерея ГРОСарт:
Директор – Елена Осотина
Куратор – Елена Грибоносова-Гребнева

Выставка работает с 8 сентября по 5 декабря 2023
Тульский историко-архитектурный музей
Дом Крафта
Тула, проспект Ленина, 25
Среда — суббота с 10:00 до 19:00
Воскресенье с 11:00 до 19:00
Телефон для справок: +7 (4872) 70-40-58.
е-mail: info@tiam-tula.ru
www.tiam-tula.ru




Подробности:
Пожалуй, это и так, и не так.
Так, потому что Дик, разумеется, модернист и занят трансформацией реальности средствами искусства – едва ли не алхимией цвета и линий, призванных переустроить макрокосм.
И не так, потому что Дик, как представляется, воспринимает себя только как инструмент, как агент этой трансформации. Как художник с миссией, заложенной извне, из того самого трансцендентного, которое сквозит из его сумеречных горизонтов и поющих в темноте, светящихся фигур.
Из той реальности, где индивидуальное малозначимо.
Свидетельство в пользу этой мысли очевидно в прямом значении слова: Дик на уровне своих образов архетипичен. Индивидуально в нем – стремление сообщить этим архетипам частную, в первую очередь, по цвету, по гамме оттенков, оболочку. Фактически каждой своей работой этот художник заявляет: «Я так вижу… архетип». Добавляя: «И вижу только архетип».
Именно это сообщение, этот последовательный посыл, сближает его искусство с иконописью. Перед нами светская – и в этом мало парадоксального на фоне ХХ века – версия сакрального искусства.
Сам Пётр Дик, который хорошо понимает природу своего творчества, пишет в серии заметок «Непричёсанные мысли»: «Когда работаешь, когда живёшь тем, что тебя сейчас полностью занимает, то забываешь обо всём. Менее всего в этот момент думаешь о своём «я». Это может показаться удивительным, но как только начинается выпячивание своего «я», всё кончается, и нет искусства».
Художник, нашедший свою пластику, свой язык, делает это в том числе для того, чтобы вдруг понять… что эта частная находка – дар, разрешение говорить от лица целого. Свечение пастелей Петра Дика – когда цветовое пятно излучает «внемирный» блеск или фактура наждачной бумаги проглядывает через фигуры героев или предметов – сопоставимо в этом контексте с пригоршнями лазури в крыльях рублёвских ангелов. Это свечение трансцендентного, для которого вся работа, весь графический лист оказывается только тоннелем, только возможностью перейти в земную реальность. Стать зримым для человека.
Что это, если не иконопись?
Если не сигнал о том, что сумерки, а с ними и приближающаяся ночь, сколь бы длинными они ни казались, конечны?
Что это, если не заверение цвета и света, что их победа предопределена, естественна и удивительно красива?
Вопросы, разумеется, риторические.
Работы Петра Дика дают на них утвердительный ответ и призывают уже сейчас приветствовать эту победу.

Денис Бычихин