Пожалуй, это и так, и не так.
Так, потому что Дик, разумеется, модернист и занят трансформацией реальности средствами искусства – едва ли не алхимией цвета и линий, призванных переустроить макрокосм.
И не так, потому что Дик, как представляется, воспринимает себя только как инструмент, как агент этой трансформации. Как художник с миссией, заложенной извне, из того самого трансцендентного, которое сквозит из его сумеречных горизонтов и поющих в темноте, светящихся фигур.
Из той реальности, где индивидуальное малозначимо.
Свидетельство в пользу этой мысли очевидно в прямом значении слова: Дик на уровне своих образов архетипичен. Индивидуально в нем – стремление сообщить этим архетипам частную, в первую очередь, по цвету, по гамме оттенков, оболочку. Фактически каждой своей работой этот художник заявляет: «Я так вижу… архетип». Добавляя: «И вижу только архетип».
Именно это сообщение, этот последовательный посыл, сближает его искусство с иконописью. Перед нами светская – и в этом мало парадоксального на фоне ХХ века – версия сакрального искусства.
Сам Пётр Дик, который хорошо понимает природу своего творчества, пишет в серии заметок «Непричёсанные мысли»: «Когда работаешь, когда живёшь тем, что тебя сейчас полностью занимает, то забываешь обо всём. Менее всего в этот момент думаешь о своём «я». Это может показаться удивительным, но как только начинается выпячивание своего «я», всё кончается, и нет искусства».
Художник, нашедший свою пластику, свой язык, делает это в том числе для того, чтобы вдруг понять… что эта частная находка – дар, разрешение говорить от лица целого. Свечение пастелей Петра Дика – когда цветовое пятно излучает «внемирный» блеск или фактура наждачной бумаги проглядывает через фигуры героев или предметов – сопоставимо в этом контексте с пригоршнями лазури в крыльях рублёвских ангелов. Это свечение трансцендентного, для которого вся работа, весь графический лист оказывается только тоннелем, только возможностью перейти в земную реальность. Стать зримым для человека.
Что это, если не иконопись?
Если не сигнал о том, что сумерки, а с ними и приближающаяся ночь, сколь бы длинными они ни казались, конечны?
Что это, если не заверение цвета и света, что их победа предопределена, естественна и удивительно красива?
Вопросы, разумеется, риторические.
Работы Петра Дика дают на них утвердительный ответ и призывают уже сейчас приветствовать эту победу.
Денис Бычихин