Далее с 1930-х годов и на протяжении всего советского периода графическое искусство нередко отмечало зону неангажированного творческого высказывания, когда, выражаясь словами Адаскиной, «пределом творческой свободы оказывалась именно графика в специфическом понимании метафорического, образного фиксирования действительности». Кстати, позднее, уже по поводу графики 1970–1980-х годов в похожем срезе рассуждает Галина Ельшевская, проводя условное внутрицеховое деление на «пластиков», приверженцев формально-изобразительных трансформаций художественной ткани, и «метафористов», поборников развитой эмоционально-сюжетной и символически смысловой доминанты в графическом произведении.
Подобные процессы и закономерности, прежде всего, наводят на размышление о том, что отечественной графике, активно развивающейся с начала ХХ века, уже давно необходим свой музей. С тех пор как в 1919 году знаменитая графическая «Цветковская галерея», созданная благодаря энтузиазму банковского служащего Ивана Евменьевича Цветкова, собравшего, в частности, около полутора тысяч рисунков, влилась в коллекцию Третьяковки, положив основу ее Отделу рисунка, идея создания независимого музея графики серьезно не обсуждалась. Хотя на сегодняшний день крупнейшие российские музеи и обладают солидными графическими коллекциями, острота данной проблемы не снимается, так как, несмотря на все старания музейных сотрудников, в силу различных объективных обстоятельств, богатейшие фонды отечественной графики лишь незначительными разделами представлены на периферии их основных экспозиций.
Однако, учитывая тот факт, что на сегодняшний день при содействии, в том числе, и галереи ГРОСart в частных руках находятся богатейшие материалы графики Исаака Левитана, Алексея Боголюбова, Михаила Врубеля, Валентина Серова, Аполлинария Васнецова, Кузьмы Петрова-Водкина, Павла Кузнецова, Александра Бенуа, Константина Сомова, Мстислава Добужинского, Зинаиды Серебряковой, Бориса Кустодиева, Владимира Фаворского, Николая Купреянова, Александра Дейнеки, Петра Митурича и многих других художников, стоит задуматься о том, что границы интересных и содержательных фондов графического наследия все еще простираются далеко за пределами строго очерченных музейных стен. Поэтому важнейшая для любой музейной коллекции, как правило, основанной изначально на частной инициативе, задача информационного накопления и исследования нового материала остается для предполагаемого музея графики достаточно актуальной, а его реальное или даже виртуальное собрание могло бы удачно дополнить и развить уже известную нам историю отечественного графического искусства.
Практическое создание такого музея целесообразно было бы начать с продуманной выставочной программы, что и реализовывалось в течение последних лет указанными выше галереями. Одна из первых в этом ряду выставок так и называлась: «Музей графики. Дополнения к истории» (Москва, 2004). В ней акцент был сделан не на «истории», которая была представлена отнюдь не всеми значимыми именами, а на дополнениях, которые либо раскрывали творчество известных авторов малоизвестными произведениями (как в случае с С. Герасимовым, В. Ватагиным, А. Дейнекой, А. Пластовым, Н. Крымовым, А. Шевченко, Б. Григорьевым и др.), либо знакомили зрителей с работами неоправданно забытых художников (например, таких как Елена Теодорович-Карповская, Моисей Ляховицкий, Владимир Роскин и др.). Кроме того, в рамках данной выставки был затронут и обсуждался целый ряд проблем, связанных с ключевыми принципами основных типов коллекций, в числе которых были обозначены следующие.